Новости

Речному порту Речица - 80 лет!!!

В пятницу, 15 марта 2024 года, в Доме культуры в Озерщине чествовали коллектив филиала республиканского транспортного унитарного предприятия «Белорусское речное пароходство» речной порт Речица, а также ветеранов труда предприятия! 

Фото с мероприятия - газета "Днепровец"

 

Речной порт Речица (ранее - пристань Речица) с момента своего образования располагался на правом пологом коренном берегу реки Днепр. Специализация предприятия – производство погрузки – выгрузки грузов из судов и в суда, перевозка грузов и пассажиров флотом, приписанным к пристани. Первые упоминания о наличии в г. Речица пристани относятся к 1781 году. Когда в «Минских губернских новостях» появилось сообщение о наличии в среднем течении реки Днепр нескольких пристаней, одной из которых была пристань в населенном пункте Речица. До образования пристани помещики Речицкого повета в каждой деревне имели сплавные артели, которые вязали лес в плоты и перегоняли на Украину.

В 18 – 19 веках постоянно между соседними государствами – Польшей, Литвой и Россией происходили войны за право владения этой территорией. Войны приносили смерть, разруху, упадок зкономики. 

Вновь упоминание о существовании в Речице пристани (перевоза) появляется в 1856 году в отчете местного полицейского чиновника своему начальнику. Из архивных данных: в 20-30-х годах  ХIХ века Речица стала пристанью. В это же время по реке Днепр начали ходить пароходы. Вновь толчек в своем развитии город и, соответственно пристань Речица получили в  90-х годах ХIХ века. С1881 по 1885 годы из г. Брянска Российской империи до г. Бреста осуществлялось строительство железной дороги, проходящей через Речицу. Оборот грузов по Речицкой пристани возрос и составил  160 тысяч пудов.

До Великой Отечественной Войны  пристань имела несколько пароходов для перевозки пассажиров, буксирные катера газоходы мощностью 80 л.с., деревянные несамоходные баржи грузоподъемностью 100-150 тонн. Основным причалом обработки судов был и до настоящего времени существует Угольная железнодорожная ветка, построенная в 1916 году. В основном обрабатываются суда с экстрактовым сырьём, минерально-строительные грузы.

В начале 1930 –х годов  перевозка грузов возросла, и в 1923 г. было создано Днепро-Двинское речное пароходство с центром управления в городе Могилеве, а позднее в городе Гомеле.

На пристани Речицы в 1930 году было построено новое здание с пассажирским вокзалом и другими помещениями, удобными для пассажиров. Была учреждена должность начальника пристани, введены дополнительно диспетчер движения и диспетчер погрузработ. Ими стали Геронин Ефим Евграфович и Сорокин Иван Данилович. Для гвоздильного завода, спичечной фабрики и лесозавода доставлялись плоты с пристаней Задрутье,  Гагали и других. С пристани Ляхова Гора перевозился кварцевый песок в пределы Бобруйского диспетчерского участка.

Пополнялся несамоходный флот деревянного судостроения деревянными баржами грузоподъемностью 150-200 тонн.

История речного порта РечицаИстория речного порта Речица

В период Великой Отечественной войны как самоходный, так и несамоходный флот был полностью уничтожен.

В трудных условиях окончания войны и после её, речникам военно-восстановительных отрядов, приходилось, флот восстанавливать и работать с маломощными микрогазоходами. В настоящее время в порту хранятся документы, свидетельствующие о деятельности пристани Речица, начиная с 1944 года. После освобождения от немецко-фашистских захватчиков города Речица 17.11.1943 года  пристань Речица возобновила свою работу  с 15.03.1944 года. Приказом начальника  Днепро-Двинского Военно-восстановительного Управления  от 12.03.1944  № 49/л начальником пристани временно был  назначен Ревзин Иосиф Симхович.

Приказом № 148/л от 23.08.1944 года начальником пристани Речица назначен Наймарк Борис Ильич.

В распоряжении пристани было 9 единиц самоходного флота БК-02, БК-03,г/х –113, т/х «Нева», г/х-08,г/х-03,г/х-0129, т/х Краснофлотец, катер «Дон»,10 единиц несамоходного флота.

В 1946 году довоенный самоходный флот был восстановлен, а несамоходный заново построен.   Пристань занялась перевозкой лесных грузов (экстракто-вых дров, рудстойки),  перегоном плотов, перевозкой строительных грузов, соли. Всю выгрузку грузов производили вручную, плавкранов не было.

В 1947 году капитан парохода «Краснофлотец» Карницкий Григорий Фёдорович был назначен начальником пристани Речица, который совместно с коллективом речников приложил много усилий и труда для лучших методов работы флота и изыскал в пределах участка новые пассажирские линии: Речица - Н.Олба, Речица - Холмеч, Холмеч - Лоев и Речица - Отрубы. Установлены в крупных населённых пунктах дебаркадеры – на пристани Смычок и пристани Чёрное. В Речице был установлен двухплечный железобетонный дебаркадер. Расширены были границы деятельности диспетчерского участка. Построены заново четыре новых жилых здания для плавсостава и механизаторов. Пассажирские линии стали обслуживать комфортабельные теплоходы. На линии с большим потоком пассажиров работает капитан Лапицкий Пётр Николаевич, ежемесячно перевыполняющий план пассажироперевозок.

Годовые планы перевозок грузов в послевоенные годы были в пределах 10-15 тыс. тонн, переработки грузов 25-30 тыс. тонн.

Вместе с восстановлением буксирного флота участок был дополнительно пополнен и моторным флотом. В 50-х гг. на участке работали пароходы «Бригадир», «Фрунзе», «Академик Комаров», теплоходы БК-02, БК-03, БК-06, БК-07 и др. Диспетчерами движения стали работать Белоусов Иван Лукьянович и Лапицкий П.Н. Теплоходами перевозили из Александровки лесные грузы для мебельного комбината, для завода  Дубитель перевозили экстрактовое сырьё, глину из д.Холмечь для керамического завода, перегоняли плоты. Выгрузку грузов из несамоходных барж производили бригады грузчиков вручную.  Рабочие порта резали чурки для теплоходов-газоходов. Пристань (ныне – порт)  входила в состав Верхне-Днепровского речного пароходства. Основным причалом обработки судов была и до настоящего времени существует пристань «Угольная».

История речного порта РечицаИстория речного порта Речица

Всё более увеличивающееся количество перевозок и переработки грузов потребовало от коллектива быстрой обработки тоннажа и оборачиваемости тяги. Все меры были приняты для улучшения работы флота, и как первенец новой техники пристань Речица для разгрузки экстрактового сырья в 1955 году получила перегружатель ДНТ, а в скором времени, в 1956 году для разгрузки лесных грузов был получен кран типа «Старый бурлак». Ещё через два года был получен кран постройки Рижского завода для погрузки и выгрузки минерально-строительных грузов.

Все более возрастающее строительство города Речица, а также  городов Жлобин, Рогачев и вновь строящегося города Светлогорск  потребовало увеличения грузооборота и пристани Речица. Начиная с 1960 года ежегодно увеличивается план работы как по перевозкам, так и по переработке грузов. И к средине 60-х годов   план перевозок составляет уже 248 тыс. тонн и переработка 460-470 тыс. тонн. К дню 50-летия Октябрьской Социалистической революции план перевозок грузов увеличится и будет составлять 280 тыс. тонн, а переработка 550 тыс. тонн.

В 1966 году пристань получила пятитонный электрокран постройки Астраханского завода, производительность которого на погрузке минерально-строительных грузов - более 100 тонн в час.

При наличии имеющейся механизации на пристани предусматривается штатным расписанием для обслуживания два инженера и два механика.

Флот был пополнен новыми мощными теплоходоми мощностью по 150 л.с.

В 1962 году было проведено в жизнь мероприятие по сокращению шкиперов на несамоходном флоте и обслуживанию несамоходных судов бригадным методом береговыми работниками. Прием и сдача судов в пунктах перечалки были вменены капитанам судов. На пристани был организован пункт технического обслуживания несамоходного флота. Введены дополнительно должности инспекторов несамоходного флота с круглосуточным  дежурством.

Административно-управленческий аппарат был передислоцирован на Угольную ветку для совокупности пристани  и её звеньев. Также были переведены складские помещения  и магазин плавсостава. В это время обязанности начальника пристани исполнял Маслов Михаил Фомич, ставший затем старшим диспетчером пристани Речица.

Отлично трудились, перевыполняя производственные задания,   капитаны теплоходов Козеко Константин Аникеевич,  награжденный орденом «Знак Почета; Ковзик Семен Федорович, применяющий новейшие методы работы на речном транспорте – буксировку возов толканием; Конода Пётр Павлович, положивший начало буксировке большегрузных караванов в полноводный период и доставке их досрочно; Ревзин Илья Иосифович,  механик Калин Т.М., обучивший многих своих помощников; механик Якубов Иван Иванович, положивший начало переходу с передового судна на отстающее, позднее он перешел работать на плавперегружатель ППЛ-4, обучил своих помощников и отлично справился с навигационным заданием.

Развал Союза Советских Социалистических Республик в 1991 году тяжело отразился и на жизни речного порта. Снились объемы перевозок грузов и пассажиров. Приостановилось обновление флота.

Новый толчок в развитии предприятие получило в 2010 году с присоединением к РТУП "Белорусскому речному пароходству" Речицкого судостроительно-судоремонтного завода в качестве структурного подразделения речного порта Речица.  Поступившие новые заказы на ремонт и строительство судов для РТУП "Белорусского речного пароходства", совершенствование материальной базы позволило существенно повысить производительность труда, уровень производства. 

История речного порта РечицаИстория речного порта Речица

Большой вклад в развитие речного транспорта внесли руководители - начальники речного порта (пристани) Речица:

  • Ревзин Иосиф Симхович 
  • Наймарк Борис Ильич с 1944 по 1945гг.
  • Корницкий Григорий Федорович с 1945 по 1959 гг.
  • Маслов Михаил Фомич с 1959 по 1963 гг.
  • Корницкий Григорий Федорович  с 1963 по 1975 гг.   
  • Иванов Валентин Павлович с 1975 по 1982 гг.
  • Пастухов Анатолий Иосифович с 1982 по 1984 гг.
  • Кузьменок Николай Васильевич с 1984 по 1995 гг.
  • Малахов Анатолий Александрович с 1995 по 1999 гг.
  • Пикуза Николай Александрович  с 1999 по 2013 гг.
  •  Демиденко Игорь Павлович с 2013 по настоящее время.

Запрос консультации

Вы можете получить консультацию по всем возникающим вопросам у нас по телефону +375 236 23-82-65, электронной почте parohodstvo@tut.by или оставив свои контактные данные в форме:

Запрос консультации

adress  ул.Советская, 27а, 247760, г. Мозырь

phone num  тел./факс: +375 236 23-82-65

email  e-mail: parohodstvo@tut.by

Яндекс.Метрика

Выберите язык показа сайта: